Жорж Мельес

Жорж Мельес (фр. Marie Georges Jean Méliès, 8.12.1861–21.01.1938) — уникальный человек, один из основоположников мирового кинематографа. Французский актер, режиссер, иллюзионист, изобретатель основных приемов кино и один из самых плодовитых режиссеров, на счету которого свыше пятисот фильмов.

Мельес родился в Париже в семье промышленника. Будучи обеспеченным человеком, он отдавал много времени своим увлечениям, среди которых основное место занимали театр и искусство сценической иллюзии. В качестве иллюзиониста он выступал в театре «Robert Houdin». В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу же стал горячим поклонником кинематографа. Не сумев купить у Люмьеров сконструированную ими камеру-проектор (он предлагал большие деньги, но Люмьеры отказали, так как пытались сохранить монополию на новое развлечение), Мельес нашел возможность приобрести аналогичный аппарат английского производства и начал активно экспериментировать.

Уже в 1896 году он нашел способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке пленки, кашировании и других трюках. В 1897 году Мельес основал собственную студию «Star Film» в своем поместье в Монтрё и начал активное производство короткометражных кинофильмов.

Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная «глубина кадра» (все действие разворачивается на сцене) и неподвижная камера.

Мельес также снимал «псевдохронику» — постановочные сюжеты, воспроизводившие для зрителей реальные события. Например, известные снятые им короткометражки «Дело Дрейфуса» (1899), «Коронация Эдуарда VII» (1902) и другие. Для некоторых из них, как для «Извержения вулкана на Мартинике» (1902), Мельес также использовал спецэффекты.

С 1896 до 1914 года Мельес снял более 500 фильмов длительностью от одной до 40 минут. Пожалуй, из его работ наиболее известна комедия «Путешествие на Луну» (1902) — первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм.

Мельес пытался зарабатывать, продавая кинотеатрам для показа копии своих фильмов, но самый крупный рынок — американский — оказался для него закрыт, так как Томас А. Эдисон считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и полагал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции фильм — в том числе фильмы Мельеса. В результате Мельес не получил практически ничего за показ своих фильмов в США и в 1914 году вынужден был продать студию. Негативы своих фильмов он в припадке ярости сжег.

Мельес долгое время работал продавцом игрушек на Монпарнасе. О его вкладе в развитие кинематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда Кинематографическое общество приютило его, совершенно разоренного, в замке Орли, где он и прожил остаток жизни.

За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почетного легиона. Он дожил свои дни в пансионе для престарелых актеров, скончавшись в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Биография Жоржа Мельеса положена в основу фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени» (2011). Роль Мельеса исполнил Бен Кингсли.

По материалам Википедии